Конвенция 1980 года о похищении детей: какие аргументы суд не примет
Россия ратифицировала Конвенцию 1980 года о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей в 2011 году. С этого момента наше государство обязано исполнять свои международные обязательства в рамках этого международного договора.
Согласно Конвенции, переезд одного из родителей с ребёнком в другое государство или его удержание в другой стране без согласия второго родителя рассматриваются как «похищение». В этом случае Россия, как государство-участник, посредством судебных процедур обязана обеспечить незамедлительное возвращение ребёнка в страну его обычного проживания.
В РФ судебные дела в рамках Конвенции возникают, как правило, после семейных распрей россиянок с мужьями-иностранцами, когда не удаётся договориться по поводу опеки, и единственный способ остаться с ребёнком – вернуться в Россию.
В этом случае Конвенция предоставляет право покинутому отцу-иностранцу обратиться в Минпросвещения России с запросом, а затем в суд с иском о возвращении ребёнка в страну его обычного проживания.
От исхода такого дела зависит дальнейшая судьба не только самого ребёнка, но и матери. Ведь удовлетворение иска означает фактическую утрату связи с ребёнком: возвращение за границу «родителя-похитителя» в большинстве случаев невозможно по правовым и экономическим причинам.
Приведу типичные ошибки, которые допускают родители, забравшие ребёнка, в ходе рассмотрения исков о возвращении детей.
Как показывает практика, российские суды удовлетворяют иски отцов-иностранцев из-за непонимания защищающимся родителем самой сути Конвенции, её ключевых принципов. Философия Конвенции рассматривает ребёнка как личность, а не собственность родителей и защищает детей от внезапного изменения стабильности и утраты связи с оставленным родителем.
Забравший родитель зачастую использует аргументы, не входящие в перечень исключений из принципа «незамедлительного возвращения».
Основания для отказа в возвращении ребёнка чётко определены положениями Конвенции и не могут быть произвольно расширены судом, рассматривающим дело.
Так, суд может отказать в предписании возвратить ребёнка в следующих случаях:
● государство, куда просят возвратить ребёнка, не является его постоянным местом жительства;
● родитель, требующий возврата, на момент перемещения ребёнка не был наделён правами опеки (например, был лишён или ограничен в родительских правах), либо осуществлял свои родительские права неэффективно (уделял мало времени ребёнку без уважительных причин, игнорировал другие родительские обязанности);
● перемещение или удержание не являются незаконными (например, родитель дал согласие на проживание ребёнка в другой стране или не заявил возражений после переезда);
● ребёнок адаптировался в новой среде, и с момента незаконного перемещения или удержания прошло более года;
● имеется очень серьёзный риск того, что возвращение ребёнка создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда или иным образом поставит его в невыносимые условия;
● сам ребёнок возражает против возвращения при условии, что он достиг такого возраста и степени зрелости, при которых следует принять во внимание его мнение;
● возвращение ребёнка противоречит основополагающим принципам запрашиваемого государства, касающимся защиты прав человека и основных свобод.
При этом все перечисленные обстоятельства должен доказать родитель, забравший ребёнка.
Суд не примет во внимание при вынесении решения следующие аргументы:
● наличие у ребёнка гражданства РФ;
● регистрации по месту жительства в РФ;
● посещение ребёнком образовательных учреждений по новому месту жительства;
● нежелание родителя возвращаться в страну обычного проживания.
Положения Конвенции 1980 года содержат множество условных понятий, таких как «государство обычного проживания ребёнка», «очень серьёзный риск причинения вреда», «адаптация в новой среде» и др. Для выявления их истинного смысла необходимо обращение к международной судебной практике и методическим руководствам по применению Конвенции.
Нужно провести глубокий анализ семейных и детско-родительских отношений, сложившихся за время трансграничного брака, чтобы найти «рабочие» аргументы, рассматриваемые Конвенцией в качестве оснований для отказа в возвращении ребёнка в прежнюю социальную и культурную среду.
Только юрист со специальной подготовкой и практическими навыками способен раскрыть содержание норм этого сложного международного договора таким образом, чтобы не допустить нежелательного возвращения ребёнка в другое государство. Ведь не надо забывать, что «родитель-похититель» с большой долей вероятности будет лишён в иностранной юрисдикции прав опеки за нарушение закона и подвергнут уголовному наказанию, что сделает его общение с ребёнком эпизодическим или вовсе разлучит на многие годы.
В качестве адвоката с 2015 года я занимаюсь судебной защитой российских граждан против исков о возвращении детей на основании Конвенции 1980 года. За это время проведено более двух десятков процессов в Тверском районном суде города Москвы и региональных судах. Ни в одном из них ребёнок по решению суда не покинул пределы России.
Обратиться за консультацией и получить юридическую защиту по делам в рамках Конвенции 1980 года о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей вы можете любым удобным способом: по WhatsApp или Telegram, электронной почте или телефону.
Автор статьи:
Адвокат Олег Сергеевич Акинин
При обращении к адвокату конфиденциальность личной и семейной тайны, а также любых сообщённых сведений гарантирована статьёй 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Успехов в бизнесе! Стойкости и терпения!
Поделиться